Наименование проекта «Образовательное взаимодействие кочевой и базовой школ по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий учащихся» (включая дистанционное обучение с использованием интернет-коммуникаций)».
Анализ социокультурной ситуации Оленёкский район расположен на северо-западной части республики, за Полярным кругом. Кирбейский наслег, на территории которого находится Харыялахская средняя общеобразовательная школа, расположен практически в черте районного центра с. Оленек.
Село Харыялах разделяет река Оленек, расстояние от центра 3 км.
Основной отраслью является сельское хозяйство: оленеводство, рыболовство и охотничий промысел. Численность населения составляет 858 человек. Мужчин - 424. женщин - 434. Дети дошкольного возраста – 184. Дети школьного возраста – 122.
Всего семей – 305.
Национальный состав: эвенки -804, якуты - 47, русские – 2, долганы – 2, эвены – 1, белорусы – 1, татары - 1.
Из социально-культурных объектов в селе находятся детский сад «Кэрэчээнэ», средняя школа, врачебная амбулатория, почта, культурный центр «Илкээнньи», сельская библиотека, школьная библиотека, филиал спортивной школы, школьный музей, посвященный истории наслега.
При школе имеется кочевая школа-сад «Куенэлэкээн» - главный очаг приобщения детей к культуре своего народа, где дети учатся традиционным способам хозяйствования.
В наслеге культурно-исторические традиции в основном сохранены, сильны традиции культуры оленеводства.
Проблематика проекта Сегодня ситуация на селе остается сложной:
- Социальная сфера находится в кризисном состоянии: очень много малообеспеченных семей, безработных;
- Родители заняты социально-экономическими проблемами, не уделяют должного внимания, поддержки через общение, что повысило бы уровень нравственности и коммуникативности.
В связи с этим возникает необходимость воздействия школы на социокультурную ситуацию на селе через повышение качества имеющихся ресурсов и эффективности их использования. Под имеющимися ресурсами можно подразумевать не только отдельные компоненты культуры, но уклады, образы жизни, формы восприятия мира как разные способы вхождения в культуру через собственные творческие (культуротворческие) акты.
Развитие сетевого взаимодействия первоначально связано с локальным проектом кочевой школы. Нужно было найти такое организационно-педагогическое решение, которое, с одной стороны, сохранило возможность жизни и воспитания детей в семьях (кочующих оленеводов), а с другой, обеспечило качественное образование учащихся.
Философские основания 1. Основная идея проекта:
– Создание единого инновационного культурно-образовательного пространства, предполагающего формирование сообщества, в котором образование реализуется в сетевом взаимодействии культурно-образовательных инициатив на принципах проектного обучения и индивидуальных образовательных программ, что в свою очередь предполагает разработку подходов к определению социальных индикаторов качества образования.
2. Образовательные цели и задачи проекта.
Цель:
Разработка и внедрение образовательных программ, учитывающих накопленный школой опыт по организации индивидуальных образовательных траекторий учащихся и отражающих современные тенденции в образовании.
Задачи:
- создание максимально благоприятных условий для общего развития, воспитания и проявления творческих способностей школьников;
- максимальное использование возможностей социума для укрепления здоровья школьников;
- вовлечение учащихся в различные виды дополнительного образования для расширения общекультурного кругозора и формирования мотивации достижения успеха.
Психологическая концепция Психолого-педагогические основания:
Данная система является системой сетевого взаимодействия культурно-образовательных инициатив (А.Цирульников).
Описание школьного уклада:
Сегодня школа является центром активной жизни учащихся, где дети делают первые шаги в науке, совершают пробы в исследовательской деятельности, представляют свои проекты, добиваются первых побед, стремятся к самореализации в полезном труде.
Следовательно, механизмом организации детско-взрослой образовательной деятельности в пространстве взаимодействия различных культурно-образовательных программ может стать сетевое образование.
Содержание образования 1. Описание способа (механизма) реализации проекта
Кочевая школа: Обучение проходит в нескольких
взаимосвязанных режимах. Половину учебного года (2-3 учебные четверти) дети учатся в базовой средней школе в селе. Другую половину года (1 и 4 учебные четверти) 12 детей разного возраста и несколько дошкольников живут на основной базе стада (где имеется помещение для занятий) и кочуют вместе с родителями и педагогом, который работает по кейсовой технологии. Педагог выполняет несколько функций: учителя начальных классов, тьютора для детей среднего возраста (которые периодически приезжают в поселок для получения заданий и их проверки учителями-предметниками), консультанта индивидуальных образовательных программ и проектов старшеклассников, специалиста по отбору и первоначальной подготовке к педагогической деятельности (из числа мам, чум-работниц и др.).
Кочевая школа-сад работает по программе «Бэюкэн». В программу входят три чума (направления): I чум «Салэн» (Сатабыл), II чум «Орочи» (Оленевод), III чум «Аяври дуннэ» (Мой родной край), идущие не столько в форме теоретических занятий, сколько практического освоения опыта жизни и деятельности оленеводов.
Базовая школа: Школа работает по БУП (2005 г. с изменениями 2011 г.). План включает федеральный, национально-региональный, а также компонент образовательного учреждения в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней общего образования. С 1 по 9 класс – совместная детско-взрослая образовательная деятельность (клубы), 10-11 классы – индивидуальные образовательные траектории. Программы курсов ИОТ составлены с учётом склонностей, интересов, мнения учащихся и родителей. Учащимся отведены индивидуальные занятия по выбранному предмету и индивидуальная профориентационная работа по подготовке к будущей профессии. В план включены посещение учреждений.
Непосредственная близость учащихся к природе позволяет чаще использовать ее богатство связей, явлений и эмоциональность воздействия при организации учебного процесса и во внеучебной деятельности.
Систематическое включение учащихся в дела местных предприятий и учреждений, сельскохозяйственный труд позволяет осваивать многие важные процессы, изучаемые в школе, на практике и способствует сохранению сельской культуры.
Обе школы – базовая и кочевая – работают взаимосвязано, дополняя и поддерживая друг друга (в базовой школе используются система развивающего обучения, новые информационные технологии, развита клубная деятельность, проектируются индивидуальные образовательные траектории учащихся).
2. Описание структуры предлагаемой системы:
- комплекс мероприятий, направленных на развитие и расширение культурно-образовательной среды школы;
- используя технологии погружения, сотворчества, педагогам и школьникам удается создавать оригинальные образовательные проекты, которые демонстрируются на различных выставках.
Этапы реализации проекта 2006-2007 гг. – организационно-теоретический этап
2007-2011 гг. – конструктивный этап
2012-2014 гг. – рефлексивно-обобщающий
Дорожная карта реализации проекта Сроки Ожидаемый результат
Задача 1 2012-2013 уч.год
Мероприятие 1 Обработка результатов Появление многообразия авторских проектов участников образовательного процесса, вошедших в диалог между собой, вовлекая все новые и новые культурно-образовательные инициативы (ученические, родительские, учительские и др.)
Мероприятие 2 Разработка улучшенных вариантов образовательных программ Механизм совместной детско-взрослой образовательной деятельности через клубы и учебные курсы, придуманные детьми.
Задача 2 2013-2014 уч.год
Мероприятие 1 Отчет в МО РС (Я) Представление отчета на конкурс инновационных образовательных проектов на Грант Президента РС (Я) в 2014 г.
Мероприятие 2 Разработка методических рекомендаций по организации учебно-воспитательной работы в малочисленной сельской школе - Формы и механизмы совместной детско-взрослой образовательной деятельности;
- Вовлечение учащихся и родителей в управление собственным развитием и др.
- Развитие ресурсных центров (дистанционное образование детей и взрослых, профильное обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров);
- Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения
Предполагаемые результаты Предполагаемые социальные результаты:
- многообразие авторских проектов и рост культурно-образовательных инициатив, влияющих на характер социокультурного фона;
- оформление гражданского образовательного заказа;
- моделирование в школе будущих социальных, экономических процессов.
Критерии оценки предполагаемых результатов - Качество совместной деятельности учащихся, педагогов и родителей.
- Сотворчество – активное, деятельное, продуктивное всех участников.
- Получение личностно и социально значимых результатов для учащихся, родителей, учителей, администрации.
Кадровое обеспечение проекта Директор – Кайдалова Екатерина Григорьевна
Зам.дир.по УВР – Васильева Галина Николаевна
Руководитель КШ – Кириллова Клара Васильевна
Педагог КШ (тьютор) – Белолюбская Василиса Христофоровна
Учителя, работающие по ИОТ:
Христофорова Анна Егоровна, учитель русского языка
Константинова Татьяна Константиновна, психолог
Васильева Елена Андреевна, учитель технологии
Иванова Евдокия Афанасьевна, учитель математики
Учителя – руководители совместной детско-взрослой образовательной деятельности (клубов).
Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное) Бюджетное