План работы Совета профилактики
МБОУ «Харыялахская СОШ им.Х.А.Христофорова»
в 2014 – 2015 учебном году
Цель работы: предупреждение противоправного поведения учащихся школы, профилактика курения и пьянства, употребления токсических и наркотических веществ, профилактика травматизма, аморального поведения родителей и учащихся, активизация воспитательной позиции родителей.
Задачи работы:
- организовать взаимодействие социально-педагогических и прочих структур в решении проблем несовершеннолетних;
- организовать социальный патронаж детей и подростков и (или) их семей, рассматриваемых на заседании Совета;
- обеспечить целенаправленное педагогическое, психологическое, правовое влияние на поведение и деятельность детей и подростков образовательного учреждения;
- оказывать своевременную и квалифицированную помощь детям, подросткам и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
№ Наименование мероприятия Сроки Ответственные Выход на результат
1 Проведение заседаний Совета профилактики 1 раза в месяц (по плану)
(кроме экстренных случаев) Члены Совета профилактики -протоколы, решения
-ходатайства (по мере необходимости)
-папка работы с материалами
-оформление наглядных материалов (определение ответственных и сроков)
3 Работа по формированию нормативно-правовой базы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних Постоянно Члены Совета. -законодательные и правовые документы всех уровней
-локальная нормативная база
-папка деятельности Совета профилактики
4 Содействие в организации встреч учащихся с представителями органов и учреждений системы профилактики:
-специалисты ОРУО
-инспекторы ПДН
-инспекторы ГИБДД
-специалисты Комитета по работе с детьми
-медработники В течение года Члены Совета профилактики Встречи, беседы, просмотры тематических видеофильмов, индивидуальные консультации
5 Обучение и консультирование классных руководителей по вопросам организации индивидуальной профилактической работы с учащимися В течение года Зам.дир.по ВР -семинарские занятия
-памятки
-содержание характеристик
-акты обследований условий воспитания и проживания
-педсоветы
6 Обучение и консультирование классных руководителей по вопросам организации работы
с родителями учащихся В течение года Социальный педагог -семинарские занятия
-памятки
-элементы характеристик
-протоколы собраний
-содержание актов посещений
-составление ходатайств в ПДН
7 Контроль за организацией работы классных руководителей с родителями несовершеннолетних В течение года Зам.дир.по ВР -собеседования
-просмотр рабочих материалов
-справки
8 Подготовка материалов для общешкольных родительских собраний В течение года Члены Совета профилактики -выступления перед родителями
-памятки
-материалы для сайта школы
-наглядные материалы
9 Организация индивидуальной профилактической работы с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания и коррекции поведения Два раза в месяц в течение года Члены Совета профилактики -заседания Совета профилактики
-протоколы
-ходатайства в ПДН, _______
(по необходимости)
- справки о проделанной работе
10 Составление карт организованной досуговой занятости учащихся группы «риска» Сентябрь
Декабрь
Апрель
Май Зам.дир.по ВР
Классные руководители - таблицы занятости
11 Планирование и организация профилактической работы в период летних каникул Май Зам.дир. по ВР
Классные руководители -Таблицы занятости
-статистические данные по школе
12 Составление итоговой справки о деятельности Совета профилактики в течение года Май (июнь)
Зам.дир. по ВР Составляющая графа анализа воспитательной работы школы за год социально-педагогической работе школы
№ Мероприятия Дата Ответственный Отметка о выполнении
1 Выборы совета профилактики Сентябрь Зам.дир.по ВР
2 Заседания совета профилактики В течение года Зам.дир.по ВР члены совета
3 Корректировка банка данных обучающихся, состоящих на учете в «группе риска» ВШУ, ПДН и КДНиЗП. Сентябрь Члены совета кл. руков.
4 Привлечение обучающихся «группы риска» в кружки и секции. Сентябрь Зам.дир.по ВР кл. руков.
5 Посещение на дому несовершеннолетних и их родителей с составлением актов обследования. Рейды. В течение года Соц.педагог
кл. руков.
6 Выявление несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, КДНиЗП и постановка их на ВШУ. В течение года Соц.педагог, зам.дир.по ВР кл. руков.
7 Систематическое проведение профилактических бесед с обучающимися и их родителями (законными представителями) по профилактике правонарушений и пропуска занятий. В течение года Администрация соц.педагог
кл. руков.
8 Работа по профилактике предупреждений ДТП. В течение года Кл. руков.
9 Единые дни профилактики. Сентябрь
Февраль Зам.дир.по ВР
10 Неделя правовых знаний. Декабрь Члены совета
11 Организация зимнего и летнего отдыха обучающихся. Январь
Май Кл. руков.
12 Занятость детей в летний период. Май Администрация
План проведения заседаний Совета профилактики
№ Тематика заседаний Сроки Отметка о выполнении
1. Анализ работы Совета профилактики за прошлый год.
Утверждение плана работы.
Корректировка банка данных детей «группы риска».
Индивидуальная работа с детьми и их родителями.
Сентябрь
2. Деятельность школы по организации занятости обучающихся в кружках и секциях. Составление списков занятости учащихся, состоящих на ВШУ, СОП, КДНиЗП, ПДН.
Профилактика употребления ПАВ (в рамках акции «Классный час»).
Рассмотрение личных дел учащихся и их родителей (по заявлению классных руководителей).
Октябрь
3. Проблемы агрессивных детей. Профилактика травматизма, профилактика нарушений дисциплины, драк, выражений нецензурной бранью.
Состояние и реализация планов помощи детям, находящимся в социально опасном положении.
Рассмотрение личных дел учащихся и их родителей (по заявлению классных руководителей).
Ноябрь
4. Мониторинг занятости детей во внеурочное время.
Профилактическая работа с детьми и семьями «группы риска» (отчеты классных руководителей).
Рассмотрение личных дел учащихся и их родителей (по заявлению классных руководителей).
Декабрь
5. Занятость обучающихся в зимние каникулы.
Приглашение родителей, учащихся, пропускавших уроки без уважительной причины, родителей, у которых отсутствует контроль за ребенком, родителей неблагополучных семей.
Январь
6. Профилактическая работа с родителями в рамках акции «Родительский урок».
Рассмотрение личных дел учащихся и их родителей (по заявлению классных руководителей).
Итоги патронажа неблагополучных семей.
Февраль
7. Занятость учащихся, состоящих на ВШУ, СОП, КДНиЗП, ПДН на весенних каникулах.
Приглашение родителей учащихся, нарушителей дисциплины и порядка.
Приглашение родителей из неблагополучных семей.
Март
8. Приглашение родителей слабоуспевающих учащихся, часто пропускающих уроки, нарушителей дисциплины и порядка в школе и в общественных местах.
Апрель
9. Анализ работы Совета за 2014-2015 учебный год.
Отчеты классных руководителей по индивидуальной работе с «трудными» обучающимися.
Обсуждение задач на новый учебный год.
Занятость детей в летнее время.
Итоги мониторинга внеурочной занятости детей за год.
Май
Функциональные обязанности
Социальный педагог Выявление воспитанников группы риска и деление на категории: педагогически запущенные дети, социально дезадаптированные, из многодетных семей, с девиантным поведением, одаренные дети.
Изучение психолого-педагогических особенностей детей выявленных категорий.
Изучение личных дел учащихся. Составление картотеки.
Беседы с родителями и детьми группы риска.
Посещение семей учащихся группы риска.
Беседы с учащимися, склонными к пропускам занятий без уважительной причины.
Совместные рейды с инспектором ПДН в семьи детей, не посещающих школу.
Помощь в выборе дополнительного образования.
Наблюдение учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Беседы с классными руководителями.
Совместно с психологом проведение тестов личных особенностей. Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.
Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности.
Оказание помощи классным руководителям и учителям-предметникам в работе с учащимися группы риска и учащимися с девиантным поведением.
Посещение классов, требующих особого внимания, совместная работа с учителями-предметниками по повышению учебной мотивации.
Индивидуально-коррекционная работа с детьми и подростками с девиантным поведением.
Профориентационная работа.
Направление учащихся группы риска в центр реабилитации.
Взаимодействие со специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами для принятия мер по социальной поддержке и защите обучающихся.
Посредничество между учащимся и образовательным учреждением, семьей, специалистами специальных служб, ведомственными и административными органами.
Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся.
Анализ работы психолого-педагогической службы школы за учебный год (положительный и отрицательный опыт), коррекционная деятельность, планирование на будущий учебный год.
Анализ социально-педагогической деятельности.
Коррекция социально-педагогического процесса с учетом выявленных в ходе учебного года изменений.
Проведение мероприятий, направленных на формирование устойчивости к возможным стрессовым ситуациям в период каникул.
Устройство учащихся группы малоимущих и многодетных в лагеря отдыха.
Сбор информации о местонахождении детей группы риска в летний период.
Профилактика правонарушений в летний период совместно с инспектором ПДН.
Классный руководитель Выявление воспитанников группы риска.
Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
Индивидуальная работа со слабоуспевающими «трудными» учащимися и их семьями.
Постоянное отслеживание пробелов в занятиях, умениях и навыках трудных учащихся.
Выстраивание системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
Помощь трудным детям в установлении отношений с одноклассниками, выполнение общественных поручений.
Оказание педагогической помощи родителям трудного школьника.
Выбор форм индивидуальной помощи, выявление пробелов в занятиях и способов их ликвидации, посильные поручения учащимся группы риска.
Совместная работа с семьей, общественностью и правоохранительными органами.
Посещение семей учащихся группы риска.
Сбор информации о местонахождении детей группы риска в летний период.
Профориентационная работа с учащимися и родителями.
Педагог-психолог Диагностика особенностей школьной мотивации, познавательной сферы, личностных особенностей.
Изучение межличностных отношений в школьном коллективе.
Методы и формы работы: работа с документацией, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности опрос и анкетирование, тесты.
Коррекция школьной дезадаптации.
Коррекция и развитие познавательной сферы.
Коррекция личностной сферы.
Методы и формы работы: беседы, игровые методики, тренинговые упражнения, сказкотерапия, арт-терапевтические методики.
Зам. дир.
по ВР Утверждение списка учащихся группы риска.
Изучение интересов и способных детей группы риска.
Вовлечение трудных детей в студии, кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
Беседы с учащимися, склонными к пропускам занятий без уважительной причины.
Контроль реализации школьной программы работы с трудными детьми.
Отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказание помощи, координация деятельности социального педагога, школьного психолога, классных руководителей, учителей-предметников.
Оказание консультационной помощи учащимся и родителям.
Предупреждение привычек к курению, употреблению алкоголя и токсических средств.
Профориентационная работа с учащимися и родителями.
Задачи и порядок деятельности совета профилактики
Совет профилактики правонарушений:
изучает и анализирует состояние правонарушений и преступности среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение;
рассматривает персональные дела учащихся-нарушителей Устава и правил внутреннего распорядка школы;
осуществляет контроль за поведением подростков, состоящих на учете в ВШУ, КДН, ПДН;
выявляет трудновоспитуемых учащихся и родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей;
контролирует вовлечение подростков, склонных к правонарушениям, в спортивной секции, кружки технического и художественного творчества, общественно-полезному труду;
осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями;
выявляют родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей. В необходимых случаях ставят вопрос о привлечении таких родителей к установленной Законом ответственности перед соответствующими государственными и общественными организациями;
заслушивает классных руководителей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений, о выполнении рекомендаций и требований Совета профилактики;
выносит проблемные вопросы на обсуждение педсовета и для принятия решений руководством школы;
ходатайствует перед КДН о снятии с учета учащихся, исправивших свое поведение.
Документация Совета профилактики:
Положение.
Приказ о создании Совета профилактики.
Протоколы заседаний.
Социальный паспорт школы.
Карты учащихся, состоящих на учете в школе.
Перечень рекомендуемой документации по профилактике безнадзорности и правонарушений:
1. Банк данных (Дети и подростки с девиантным поведением. Внутришкольный учет).
- Анкеты, характеристики, тестирование;
- заключения, рекомендации психолога;
- заключения, рекомендации школьного врача;
- рекомендации профконсультанта;
- документы из КДНиЗП, ПДН;
- акты обследования, характеристики семьи;
- учет успеваемости;
- учет посещаемости школьных занятий;
- занятость, внешкольная деятельность.
2. План работы Совета профилактики.
3. Учет индивидуально-воспитательной работы.
4. Работа с родителями.
5. Совместная работа с субъектами профилактики, общественными организациями (План, письма, акты, ходатайства, ответы).
6. Учет занятости детей и подростков, состоящих на внутришкольном учете, в т.ч. в каникулярное время.
7. Показатели мониторинга аналитической деятельности. Анализ работы за год.
Диагностическая карта «трудного»
1. Выявление «трудных» школьников с 1 по 11 класс, составление карточек на каждого с учетом фамилии, имени, года рождения, класса, состояния здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем, жилищно-бытовых условий и других показателей.
2. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной и трудовой деятельности, проявления волевых качеств.
3. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье.
4. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.
Возрастная педагогика в работе с «трудными» детьми.
«Трудный»: младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима в жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно, готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».
«Трудный»: средний школьный возраст.
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личные недостатки.
Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.
Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться в нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым «трудным» детством.
«Трудный»: старший школьный возраст.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.
Необходимы обращение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей.
Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
/plan_sp_khsosh.docx |